Колчак Александр Васильевич (1874 - 1920)
Афоризмы, цитаты >> Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства . Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
(Автор-составитель краткой биографии А.В. Колчака - Елена Лавренова)
__________
Источники информации:
- "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"
- Проект "Россия поздравляет!"
|