Боги и божества - 171 имя
А Б В Г Д Е Ж З
И К Л М Н О П Р
С Т У Ф Х Ц Ч Ш
Э Ю Я
- А -
Аватары - "нисхождения" Вишну на землю в разных обликах ради ее спасения. Доктрина аватар, отождествляющая с Вишну ранее самостоятельные образы местных народных культов, способствовала вытесннию аристократически замкнутого древнего брахмаизма. Наиболее чтимые аватары: 1 - Матсья - "рыба"; 2 - Курма - "черепаха"; 3 - Вараха - "вепрь"; 4 - Нарасинха - "Человек-лев"; 5 - Вамана - "карлик"; 6 - Парашурама - "Рама с топором"; 7 - Рама; 8 - Кришна; 9 - Будда; 10 - Калки - "Белый конь".
Авила - бог, входивший в группу Васу.
Агастья - святой покровитель дравидийского Юга. В мифологии эпоса образ появился поздно. В некоторых текстах именуется сыном Урваши от Митры и Варуны, в пуранах - сыном Пуластьи. В поздней мифологии отождествляется со звездой Канопус.
Агни - "огонь" - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра в ведийской и индуистской мифологиях. По числу упоминаний в "Ригведе" занимает второе место после Индры. Главный из земных богов, персонификация священного огня. Основная функция - посредничество между людьми и богами. Жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. По разным описаниям имеет три головы или ни одной. Характерны отождествления с разными богами, людьми, животными. Имеет множество ипостасей - огонь на небе (солнце, молния), в водах, жертвенного костра, старый, молодой. Многочисленны версии происхождения: рожден в водах, возник на небе, родился от самого себя, от трения двух кусков древесины (как акт зачатия). Родители - Дьяус и Притхиви (Небо и Земля). В пуранах именуется сыном Ангираса, но в кн.III "Махабхараты" об Ангирасе говорится как о приемном сыне Агни. Агни также упоминается как сын Дакши, Дакшины, Илы, Пришни, жреца. Имеет тройственную природу: родился в трех местах - на небе, среди людей и в водах; имеет три жилища, троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. Дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, уничтожает врагов, тьму. Многочисленны имена, но высшее из них хранится в тайне - Асура, пожиратель жертвы; первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. Функция Агни, как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (Юга); функция Агни как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Агни становится одним из хранителей мира (Локапалы), ему отдается во власть юго-запад, иногда и восток.
Адити - "несвязанность", "безграничность" - богиня-мать богов, составляющих класс адитьев. В "Ригведе" является третьей дочерью Дакши и сестрой Дити и Дану. Одна из жен Кашьяпы, мать двенадцати адитьев. В ведийский период считалось, что у Адити семь сыновей (седьмой Индра). Иногда упоминается восьмой, отвергнутый Адити, сын Мартанда (прародитель смертных Вивасват, родившийся без рук и без ног). Позднее Адити приписывается двенадцать сыновей и особенно подчеркивается роль Вишну. Иногда Адити выступает в роли матери царей. Связана со светом. Адити призывают на рассвете, в полдень и на закате. Ушас - ее отражение. Заполняет воздушное пространство, поддерживает небо и землю ("Яджурведа"), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище. Связывается с отпущением грехов. Отождествлялась с землей, небом, в ритуале - с коровой. Физические черты в описании почти отсутствуют: характеризуется как небо, воздушное царство, мать (отец и сын).
Адитьи - группа богов, состоящая в Ведах из семи или восьми членов: Варуна, Вивасват, Вишну и др. В послеведийский период в группу включаются боги Индра, Тваштар, Савитар и др. и число их возрастает до двенадцати, вместе с тем из числа адитьев исключается Дакша. По одной из версий "Махабхараты" двенадцать светлых сыновей-адитьев были детьми Адити. Царем адитьев был старший из дайтьев - Хираньякашипу. Позднее имя Адитья чаще всего относится к богу Вивасвату и становится синонимом Солнца.
Амбика - одно из имен супруги Шивы в ее грозной ипостаси.
Анала - бог, входивший в группу Васу.
Ангирас - по текстам "Махабхараты" третий сын Брахмы, рожденный из его уст. Основоположник рода святых мудрецов Ангирасов. В пуранах именуется отцом Агни, в кн.III "Махабхараты" об Ангирасе говорится как о приемном сыне Агни.
Анджана - апсара, небесная дева, проклятая богами за прегрешение. Была превращена в обезьяну и стала женой вождя обезьян Кесари. Мать Ханумана (отец - Ваю).
Апа - воплощение вод. По некоторым источникам считался старшим из Васу.
Апсары (апсарасы) - "движущиеся в водах" - образы низшей мифологии, первоначально сходные с нимфами, наядами или русалками европейских мифологий. Ассоциируются с гандхарвами. В "Ваю-пуране" упоминаются апсары двух видов - "мирские" (лаукика) и "божественные" (дайвика). В небесную сферу переносятся позднее, где становятся танцовщицами и куртизанками в царстве Индры. По некоторым версиям апсары появляются в числе прочих сокровищ при знаменитом пахтании океана (по одной из версий это происхождение приписывается лишь одной из их числа - Рамбхе). Считаются дочерьми Муни или Капплы и Кашьяпы. По версии кн.I "Вишну-пураны" апсары возникли при творении из тела Брахмы вместе с другими мифическими существами.
Аруна (Ариштанеми) - бог рассвета, колесничий Сурьи (Солнца), живет на востоке. В некоторых версиях пуран - сын Кадру или Дану. Имя Ариштанеми носит также один из сыновей Брахмы или сам Кашьяпа.
Асуры - старшие братья богов, демоны Вала, Вишварупа и Вритра. Первоначально, в древнейших текстах Ригведы, слово "асура" означало любое существо, обладавшее сверхестественными силами, т.к. понятия бога и демона не различались. Позднее - злое змееподобное чудовище, противостоящее богу ("дэву"). В родственной иранской мифологии разграничение понятий обратное - "ахура" означает бога, а "див" - злого духа. В Ведах изображаются как змееподобные чудовища, воплощение враждебных человеку сил природы. В эпосе их образы антропоморфизированы. По версии "Махабхараты" асуры - общее название дайтьев и данавов, сыновей Кашьяпы и его жен Дити и Дану. Были врагами адитьев, божественных сыновей Адити и Кашьяпы. Обладали могучими силами, мудростью, знали тайны волшевства (майя), могли принимать различные образы или становиться невидимыми. В горных пещерах охраняли несметные сокровища. Согласно ведам, асуры имели три укрепленных города: один из железа, второй из серебра и третий из золота. В более поздних сказаниях города были объединены в Трипуру, которая заняла свое место на небе. Первоначально асуры были добродетельны и соблюдали священные обряды, но после того, как они возгордились своими силой и мудростью и перешли на сторону зла, счастье покинуло их и перешло к богам.
Атри - второй сын Брахмы, рожденный из его глаз, отец Дхармы.
Ахан - по некоторым источникам считался старшим из Васу.
Ашвины - "рожденные от коня" - боги сумерек и утренней и вечерней звезд. Сыновья Вивасвата и Саранью, превратившихся в коней. Братья смертных близнецов Ямы и Ями, по отцу - братья Ману, Шани и Тапати. Из-за своего родства с людьми, Ашвины более благосклонны к ним, чем остальные боги. Обладают мудростью и целительной силой. Изображаются в виде прекрасных юношей на золотой колеснице, запряженной крылатыми конями. Их спутница - дева Сурья. Исследователи сближают образы Ашвинов с Диоскурами греческой мифологии. Первоначально почитались в образе коней. В некоторых версиях мифа о сватовстве Сомы Ашвины выступают как сваты Сомы - они приходят к Солнцу просить руки его дочери для бога луны. Первое упоминание - "Ригведы". В Ведах Ашвины именуются обычно "детьми Неба" (Дьяуса). По именам - Насатья и Дасра - они различаются уже в эпической мифологии, В Ведах эти эпитеты в равной степени относятся к обоим братьям ("Дружественный", "Помогающий").