|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
на 23.05.2003 словарь "Мифология Рима" содержит 137 слов |
|
Боги и божества - 67 имен
Существует мнение о том, что первоначально ясные представления о богах как о неких определенных персонажах у римлян отсутствовали, и боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Согласно книгам жрецов, "Индигитаментам", в мире присутствовали лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. В этих книгах перечисляются божества посева, роста семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребенка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., имена которых образовывались от названий отдельных актов. Для божеств были характерны неопределенность пола (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина, с которыми не были связаны какие-либо мифы, появившиеся, по мнению некоторых историков, лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Часть современных исследователей поставила под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Боги отдельных общин постепенно сливались друг с другом, главную роль стали играть культы фамилий, группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, и культы всей римской гражданской общины. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей: они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как и сенаторы, отцами (patres), имели своих божественных слуг (famuli fivi) и своих весталок - божественных дев, обслуживавших их очаг (virgines divi). Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius; маны впускались в мир живых лишь трижды в год) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись и число их постоянно росло: например, умерший отец становился богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребального костра и объявлял, что покойный стал богом). Существовали культы отдельных сословий (конный Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер, Либера у плебеев), отдельных профессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, учителей, писателей). Каждый член фамилии был обязан участвовать в культе ее богов, а, переходя в другую после усыновления или вступления в брак, принимал культ богов новой фамилии. В то же время каждый гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский. Позднее, после победы плебса, граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины, но могли о них думать, говорить и писать что угодно, вплоть до полного их отрицания. Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. * По страницам Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 томах. М. Советская энциклопедия, 1987, 1988 |
||||||||||||||||||
|